А.Вишняк: Социологи не дают информацию, потому что работают на одного кандидата

15 декабря, 10:23 | Ростислав Буряк

Основатель социологии Огюст Конт называл новую науку «позитивной», т.е. научной, объективной. Каждые выборы - это испытание социологии на объективность, когда она превращается в инструмент политического пиара.


Доктор социологических наук, директор компании Ukraine Sociology Service Александр Вишняк откровенно рассказал Утро.UA о работе социологических компаний на этих выборах и показал, как отличить пиар от социологии.


Утро.UA: На прошлых выборах социологи работали очень активно. Постоянно публиковались данные об электоральных предпочтениях украинцев. В этом году, последние два месяца подозрительно тихо. Известные социологические центры «СОЦИС», «Центр Разумкова», «КМІС», Інстиут социологии НАН Украини, «Демократические инициативы» не публикуют данные опросов о кандидатах. С чем это связано?

 

А.Вишняк: Наша фирма и другие не публикуют исследования по двум простым причинам. Первое - исчезли средства западных грантов. Поэтому пока только одно исследование проводил «Центр Разумкова» и мы провели одно, результаты которого опубликуем в конце года. В прошлом году таких исследований действительно было значительно больше. Вторая причина отсутствия данных соцопросов заключается в том, что лидер в этой гонке один - Виктор Янукович. И те фирмы, которые работают на Януковича, публикуют результаты, потому что им есть что показать. Среди тех опросов ведущих социологических фирм, которые я знаю, есть отличия на 2-4% в результатах. Эти отличия в пределах разумного.


Утро.UA: Получается, что остальные социологические службы работают на основного противника Януковича, поэтому и не публикуют результат?


А.Вишняк: Совершенно верно. И Тимошенко и Ющенко проводят свои исследования, только никто из них не публикует результаты. «СОЦИС» работает на БЮТ, поэтому не публикует. Все структуры, которые не работают на Януковича, работают на БЮТ, поэтому они пока не публикуют данные. Но можете не сомневаться, к концу года, где-то с 25 по 29 декабря все социологические фирмы обнародуют результаты своих исследований. А некоторые даже, такие как наша фирма, еще и дадут прогноз результатов выборов. Ведь любой опрос - это все-таки опрос, и он, в принципе, не может совпасть с результатами голосования. В любом опросе есть не определившиеся. В этих выборах их от 10% до 15%. Если не иметь модели распределения этих голосов, то точного прогноза не будет.

Утро.UA: Не секрет, что выборы - это время определенных искушений для социологов. По каким критериям можно определить, что компания дает объективные результаты? Раньше предлагалось не доверять компаниям-однодневкам, но после прошлых выборов вы обвинили в дискредитации профессии некоторых коллег из известных фирм, которые на рынке не один год. Чем же руководствоваться обывателю, читающему рейтинги?


А.Вишняк: Проблема не в однодневках, а в тех компаниях, которые работают уже не на одних выборах, но фактически исследования проводят. Опознать их достаточно легко - просто нужно сравнить их предыдущие прогнозы с результатами выборов, например, 2004 года. После этого все станет ясно. Однако журналисты быстро это забывают и уже через полгода смотрят на эти службы как на социологические. «Институт стратегических исследований» или «Всеукраинская социологическая служба» никогда объективных данных не давали и скорее всего и не имеют этих данных, потому что для того, чтобы их иметь, нужно проводить эти исследования. Такие данные, как они дают, в принципе, получиться не могут. Если эти данные «намалеванные», то зачем проводить исследования? Эти компании уже на нескольких выборах публикуют свои результаты и даже физические адреса имеют, но опросов не проводят. Они занимаются пиаром, а не социологической работой.


Есть репутация, есть заключения экспертов. Стоит прислушиваться к их мнению. Еще таким фирмам никогда не заказывают закрытых опросов, потому что для таких опросов нужно иметь реальную информацию.


Утро.UA: Будет ли проведен экзит-пол в этом году и будет ли ваша компания участвовать в нем?


А.Вишняк: Будет экзит-пол, и не один. У «Демократических инициатив» будет, у Researching Group, «СОЦИС». Заранее не могу сказать, но, скорее всего мы не будем проводить экзит-пол.


Утро.UA: Почему?


А.Вишняк: Формальных предложений не поступало. Это очень дорогое мероприятие, особенно, если проводить его первый раз, и нет уверенности, что на следующих выборах будешь делать. Мало того, экзит-полы по технологии отличаются от обычных социологических опросов. Там очень большое количество интервьюеров.


      



................

Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: