Украина установила рекорд по количеству экзит-полов

18 января, 08:59

В ходе первого тура президентских выборов проходило сразу 6 экзит-полов, что является абсолютным рекордом Украины. Однако, как показывает опыт выборов президента в 2004 году, не всем из них можно верить. Наибольшим доверием пользуется уже ставший традиционным (проводится с 1998 года) Национальный экзит-пол (фонд «Демократические инициативы», Киевский международный институт социологии (КМИС) и Центр им. Разумкова). Результаты этого опроса обычно наиболее близки к официальным данным ЦИКа. Альтернативный экзит-пол проводила маркетинговая компания R&B, которую считают близкой к штабу кандидата в президенты Виктора Януковича.

 

Кроме социологов, интерес к опросу у избирательных участков также проявили сразу три общенациональных телеканала - ICTV, «Интер», а также телеканал «Украина» («Савик Шустер студия»). Заказ собственных экзит-полов телеканалами является западноевропейской практикой. «Каналы заинтересованы, чтобы в день выборов зрители смотрели именно их. Это своеобразная реклама, возможность держать зрителя в напряжении», - поясняет Николай Чурилов, гендиректор компании «Социс», которая сотрудничает с «Интером». Впервые свой собственный опрос провело печатное издание - газета «Аргументы и факты».

 

«На Западе каналы заказывают экзит-пол, чтобы делать шоу в день выборов. Не редки случаи, когда телекомпании договариваются и заказывают один общий экзит-пол, ведь если опросы проведены правильно, то их результаты схожи», - дополняет Ирина Бекешкина, глава фонда «Демократические инициативы» (один из организаторов Национального экзит-пола). В отличие от стран Запада, в Украине экзит-полы исполняют не только информационную функцию. Как отмечает Александр Черненко, глава Комитета избирателей Украины, результаты экзит-полов являются своеобразными контрольными точками того, насколько «правильно» подсчитаны результаты выборов Центризбиркомом.

 

Но зачастую опросы на выходе из избирательных участков являются для некоторых кандидатов одним из способов для манипуляции результатами выборов. Подобные факты имели место в 2004 году. Тогда в Украине также проходил Национальный экзит-пол. Проводили его четыре компании - Центр им. Разумкова, КМИС, Центр «Социальный мониторинг» и «Социс». Сразу после окончания голосования в первом туре все четыре организации зафиксировали преимущество Виктора Ющенко. Однако через некоторое время «Социс» и центр «Социальный мониторинг» пересчитали полученные в ходе опроса на выходе из избирательных участков данные и огласили, что больше всего голосов набрал все же Виктор Янукович, хотя официальные данные ЦИК говорили об обратном. Это спровоцировало скандал в среде социологов, и компания «Социс» вышла из списка компаний, которые проводили Национальный экзит-пол во втором туре выборов 2004 года.

 

Эксперты поясняют, что «корректировка» результатов опроса избирателей в день выборов может быть выгодна кандидатам по двум причинам. Первая - это возможность влияния на предпочтения избирателей, если, к примеру, выборы проходят в два тура. Когда в государстве активно используется административный ресурс и есть возможность фальсификаций, доверие населения к экзит-полам может быть выше, чем доверие к официальным результатам. Вторая причина - возможность влияния на сам результат выборов.

 

«Отдельные кандидаты могут использовать «подкорректированные» результаты экзит-полов для обжалования выборов в судебном порядке», - поясняет Александр Черненко. Примечательно, что в ходе парламентских выборов 2006 и 2007 годов в Украине проходило по 3 экзит-пола и их данные менее чем на 2% отличались от официальных данных ЦИКа. Отсутствие больших расхождений между результатами опросов прогнозировали социологи и накануне нынешних выборов.

 

В этот раз наблюдается существенная разница между данными Национального экзит-пола и всеми остальными опросами. Однако такое различие характерно только для двух кандидатов - Виктора Януковича и Арсения Яценюка. Не исключено, что их официальные результаты, которые обнародует ЦИК, не совпадут с результатами экзит-полов. Для канала ICTV экзит-пол проводила маркетинговая компания GFK. Три социологические компании - «Социс», «Юкрейниан социолоджи сервис» и «ФОМ-Украина» - проводили опрос на избирательных участках для телеканала «Интер». На канале «Украина» экзит-пол проводила собственная социальная служба «Савик Шустер студия». Для газеты «Аргументы и факты» опрос проводил Украинский институт социальных исследований им. Александра Яременко.

По материалам Главред


      
Статьи
Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: