Доказано: Человека можно свести с ума за 15 минут

22 октября, 16:32 | Юлия Зарицкая

Психологи смогли установить сколько времени понадобиться здоровому человеку, чтобы свети его с ума. Оказалось, что всего 15 минут пребывания в сенсорной депривации (то есть при полном отсутствии внешних раздражителей) достаточно для того, чтобы у людей начались галлюцинации. Свои результаты ученые опубликовали в журнале Journal of Nervous and Mental Disease, а краткое изложение работы приводит издание Wired.

В рамках исследования ученые помещали по очереди 19 добровольцев темную звукоизолированную комнату. Все участники эксперимента прошли предварительный отбор, целью которого было проанализировать склонность добровольцев к галлюцинациям. В результате были отобраны люди наименее и наиболее предрасположенные к подобным эпизодам.

Оказалось, что 15 минут оказывается достаточно для того, чтобы совершенно здоровые и не склонные к галлюцинациям люди начинали видеть вещи, которых нет в действительности. Так, из всей группы пятеро участников видели лица, а шестеро - непонятные формы. Некоторые участники отмечали повышенную обостренность обоняния, а двое почувствовали присутствие в комнате "чего-то ужасного".

Ученые полагают, что причиной возникновения подобных временных расстройств является отсутствие поступления привычного уровня информации в человеческий мозг. На это, например, указывает обостренное чувство обоняния.

А еще удалось выяснить, как нервные клетки в мозгу человека реагируют при узнавании конкретных персонажей или известных архитектурных памятников. Эксперименты показали, что за восприятие каждого такого объекта отвечает конкретный нейрон. О результатах своих исследования исследователи доложили во время встречи Общества по изучению нейронаук, проходящей в Пасадене в Калифорнии. Коротко о работе пишет портал Science News.

Авторы работы пытались выяснить, что происходит в нейронах медиальных отделов височных долей, когда человек видит изображение знакомых ему людей, зданий или мест. Эта зона головного мозга отвечает за память, внимание и восприятие. Считывание активности велось при помощи особых электродов, размещенных на голове добровольцев. На первой стадии эксперимента ученые опрашивали его участников для того, чтобы выяснить, какие знаменитости и достопримечательности им известны.

На следующей стадии опыта исследователи показывали испытуемым фотографии значимых для них объектов, одновременно считывая активность их нервных клеток. В среднем ученые смогли идентифицировать около пяти нейронов, которые активизировались при взгляде на фотографии. Причем на каждый отдельный объект реагировал особый нейрон.

Специалисты решили проверить, насколько хорошо люди способны контролировать активность этих нейронов. Испытуемым предлагались изображения, на которых фотографии двух знаменитостей (например, Мэрилин Монро и Джоша Бролина) были наложены друг на друга. При этом добровольцам предлагалось думать только об одном из изображенных людей. В ответ на активацию "нейрона Мэрилин Монро" ее фото проступала на изображении более отчетливо. При активации "нейрона Джоша Бролина" проступало его фото. Практически все пациенты были способны превратить гибридное изображение в изображение того только одного человека менее чем за 10 секунд. Причем после нескольких тренировок люди справлялись с заданием быстрее.

По материалам Лента.ру