Самолет впервые совершил рейс на газовом топливе

13 октября, 15:04 | Юлия Зарицкая

Сегодня, 12 октября, самолет авиакомпании Qatar Airways совершил первый в истории рейс с использованием нового топлива, частично произведенном из сжиженного природного газа. Об этом говорится в официальном пресс-релизе катарской авиакомпании.

 

По данным перевозчика, лайнер Airbus А-340-600 с двигателями компании Rolls-Royce выполнил рейс из Лондона в Доху, занявший по продолжительности более шести часов. При этом использовалась топливная смесь, произведенная компанией Shell, на 50 процентов состоявшая из обычного авиакеросина (полученного из нефти), а еще на 50 процентов - из так называемого GTL-керосина (gas to liquids kerosene), произведенного из природного газа. На борту самолета находились представители корпораций Airbus, компаний Rolls-Royce и Shell, а также ряда других компаний Катара, пишет местная газета The Peninsula.

 

Полет лайнера на новом топливе стал очередным шагом в проекте консорциума, включающего компании Airbus, Qatar Airways, Qatar Petroleum, Qatar Science & Technology Park, Rolls-Royce, Shell а также WOQOD. В течение более чем двух лет консорциум вел разработку самолета, способного совершать полеты не на авиационном керосине, а на природном газе.

 

Как пишет газета The Financial Times, ранее на коммерческих авиалиниях в Южной Африке также использовался альтернативный вид топлива, полученный с помощью переработки угля (coal-to-liquid kerosene). Однако GTL-керосин экологически более безопасен, пишет издание.

 

Катар является крупнейшим в мире производителем природного газа и располагает 15 процентами всех доказанных запасов природного газа в мире.

 

Напомним, в 2008 году резкий рост цен на авиатопливо стал причиной банкротства многих перевозчиков. В частности, повышение цен на керосин привело к увеличению задолженности российского авиаальянса AiRUnion и к фактическому его разорению.

 

Экономический кризис и извечная проблема слишком больших затрат на энергоресурсы заставляют США искать новые источники для получения дешевого топлива. Воплощая в жизнь актуальные пожелания американских властей, NASA и еще 11 исследовательских институтов 3 февраля начали тестирование авиационного топлива, изготовленного без использования нефти. По замыслу разработчиков, новое синтетическое авиатопливо позволит значительно сократить затраты авиационного сектора, немалая часть которых приходится на закупку нефтяного топлива.

 

На суд строгой комиссии будут представлены два вида альтернативного топлива, полученного из угля и природного газа. Экспериментальные энергоресурсы были синтезированы при помощи сложной химической реакции Фишера-Тропша. В ходе этого процесса синтетический газ, полученный путем соединения угарного газа и водорода, превращается в жидкие формы углеводорода. Таким образом, с помощью данного химического процесса синтетический газ превращается в синтетическую нефть.

 

Подопытным кроликом, на котором проверялись различные вариации синтетического топлива, стал самолет DC-8, выбранный экспертами NASA благодаря своей незапятнанной репутации. Он должен будет налетать определенные часы на трех видах топлива - 100% синтетическом, «купаже», состоящем на 50% из газового и на 50% из нефтяного горючего и на классическом авиатопливе. В ходе экспериментов специалисты будут сравнивать работу и удельный расход двигателей, расход топлива и количество вредных выбросов. По мнению руководства NASA, по экологической эффективности альтернативное топливо наверняка превзойдет реактивное, ведь от сгорания газа образуется на порядок меньше вредных частиц.

 

«NASA - одна из многих организаций, пытающаяся создать альтернативные виды топлива, которые могли бы использоваться для удовлетворения растущих потребностей на менее дорогое и более чистое горючее для авиации. Однако мы все еще находимся на ранней стадии исследования, - говорит менеджер проектов NASA в Кливленде Дэн Булзан. - Но мы уверены, что в будущем это топливо станет очень важным для авиации. Запасы нефти истощаются, и мы просто нуждаемся в новых видах топлива из угля, природного газа и биомассы».

 

Между тем практическое воплощение реакции Фишера-Тропша и производство синтетической нефти в промышленных масштабах ставится под большое сомнение, ведь «конвертация» синтетического газа в жидкое топливо требует строительства специализированных предприятий, что для государства в ситуации финансового кризиса - непозволительная роскошь. Однако если новое топливо будет признанно эффективным и экономически выгодным, крупнейшие американские компании могут создать разветвленную сеть подобных перерабатывающих предприятий не на территории США, а в других государствах с дешевыми ресурсами и даровой рабочей силой. Кстати, даже экспериментальный экземпляр нового топлива был произведен за пределами Штатов. Где конкретно, правда, не говорится.

 

Несмотря на эти трудности, разработчики экологически чистого и дешевого авиатоплива отмечают, что издержки на строительство заводов с лихвой покроются за счет снижения потребности США в авиакеросине и сокращения затрат на покупку нефти.

 

«То, что американцы тестируют сегодня, уже давно изобретено нашими учеными, - рассказал РБК daily академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, заслуженный создатель космической техники, генеральный директор ОАО «Интеравиагаз» Вячеслав Зайцев. - Исследователи из ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА и НИПИгазпереработки гораздо раньше разработали «авиационное сконденсированное топливо» из смеси сжиженных углеводородных газов, которое можно получать из попутных нефтяных и «жирных» природных газов на газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих заводах, в пунктах осушки природного газа, а также непосредственно на нефтегазопромыслах. По своим эксплуатационным показателям подобное топливо превосходит авиакеросин. Оно дешевле в два-три раза, и годовая экономия только на стоимости топлива на один вертолет (в России тестировался вертолет на альтернативном топливе) может составить 300 000 долл. и более. А это позволит снизить стоимость авиаперевозок на 20-40%. По своим техническим и экологическим показателям сконденсированное топливо также превосходит обычное топливо, что позволяет на 20-30% увеличить ресурсы двигателей и значительно снизить вредные выбросы. Так что переход с авиакеросина на газовое топливо принесет сплошные плюсы».

По материалам lenta.ru


      



................

Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: