Крупнейшее судостроительное предприятие Украины на грани уничтожения?

26 июня, 13:22 | Евгений Утров

Когда в 2003 г. был объявлен конкурс по приватизации "Черноморского судостроительного завода" (ЧСЗ), специалисты отрасли были уверены, что он может принести в государственный бюджет рекордную сумму. Ожидалось, что круг желающих приобрести по умеренной цене завод, обладающий уникальным оборудованием, достаточно широк. Одна из причин этого лежала на поверхности. Дело в том, что сегодня владельцы танкерного флота во всем мире оказались перед необходимостью в сжатые сроки провести замену значительной части своих судов. После нескольких крупных морских катастроф с разливом нефти целый ряд развитых стран принял решение, обязывающее судоходные компании пользоваться танкерами исключительно с двойной обшивкой – таковых в мире сейчас не более трети. Остальные уже через несколько лет перестанут пускать в приличные порты. Соответственно грядут серьезные заказы судостроителям.

Понятно, что при таких раскладах ЧСЗ без заказов не мог остаться. Ведь Черноморский судостроительный завод – крупнейшее судостроительное предприятие в Украине и одно из наиболее мощных в Европе. ОАО "Черноморский судостроительный завод" специализируется на производстве судов полной грузоподъемностью до 105 тыс. т, а также производит судовые котлы, механизмы и судовое оборудование. Предприятие экспортирует более 80% продукции. Завод занимается полным проектированием судов и изделий судового машиностроения, включая отдельные системы и устройства (палубные механизмы, люковые закрытия, аппарели, лацпорты, пожаротушение, пульты навигационных мостиков), осуществляет модернизацию, ремонт судов, реновацию, изменение класса судов и многое другое. К тому же "ЧСЗ" – поистине градообразующее предприятие для Николаева – с ним связана судьба каждого четвертого жителя этого областного центра.

Каково же было удивление экспертов, когда они узнали, что стартовая цена, которую предлагает ФГИ, составляет всего лишь 119,35 млн гривен. Кстати, подобная вещь должна была вызвать живой интерес у Контрольно-Ревизионного Управления – ведь начальная цена продажи "ЧСЗ" была меньше величины его уставного фонда, который составлял 129,2 млн гривен. Напомним, что речь идет о 2003 г., когда ФГИ возглавлял известный своей уступчивостью политическому руководству страны М.Чечетов. Крайне любезен он был и с потенциальным покупателем "ЧСЗ", которым в конечном итоге стал российский предприниматель с весьма специфической репутаций Игорь Чуркин. Может быть, подобная услужливость Чечетова была связана с тем, что Чуркин умел правильно себя "позиционировать"? В то время усиленно циркулировали слухи о женитьбе младшего брата Чуркина – Олега – на дочери главы администрации Президента России Владимира Путина. Понятно, что это было дезинформацией. Но, это Чуркину помогло.

Была задействована типичная для Украины схема приватизации под заранее определенного инвестора. Так сказать, создание видимости проведения конкурса. Желание приобрести "ЧСЗ" проявили лишь две компании. Это ОАО "Николаевская малотоннажная верфь" и российский ОАО "Костромской судостроительный судоремонтный завод". Ответственных за проведение конкурса не смутил тот факт, что за обоими претендентами стояла одна и та же компания, зарегистрированная в Канаде – "Шиппинг Текнолоджи Лимитед". Которая, в свою очередь, была зарегистрирована по поручению гражданина И.Чуркина. Даже деньги для внесения конкурсной гарантии на счет ФГИ Украины "Костромской судостроительный судоремонтный завод" получил от "Шиппинг Текнолоджи Лимитед". Дошло до смешного, в документах, которые на конкурс по "ЧСЗ" подавали его участники, имелись идентичные грамматические ошибки. В общем, в силу известных Чуркину обстоятельств было решено, что владельцем "ЧСЗ" станет ОАО "Николаевская малотоннажная верфь".

Получив полный контроль над предприятием, братья Чуркины, вместо того чтобы выполнять взятые перед ФГИ инвестиционные обязательства, занялись "оптимизацией" так сказать принадлежащей им собственности. На заводе перестали размещаться заказы, стала расти задолженность по заработной плате, рабочим предлагалось уволиться по собственному желанию, уникальное оборудование разрезалось на металлолом, а основные фонды предприятия плавно переходили в третьи руки. Например, пансионат завода "Судостроитель" в Мисхоре новыми владельцами был продан за 3 млн грн, при его рыночной стоимости минимум в 120 миллионов.

Инвестиционные обязательства не выполнялись, банковские кредиты не погашались, налоги "ЧСЗ" не платил, сотрудников массово увольняли. А чтобы государство не могло вмешаться, новые собственники завода увеличили уставный фонд предприятия на 150 миллионов гривен путем выпуска дополнительных акций. В результате, госпакет акций предприятия уменьшился в три раза.

С учетом всех беззаконий и безобразий, творимых господами Чуркиными на "ЧСЗ", по инициативе парламентской комиссии по вопросам приватизации, был подан судебный иск о расторжении заключенного соглашения о приватизации госпакета акций "ЧСЗ". В итоге, в августе 2004 года Хозяйственный суд города Киева вынес решение, которым обязал ФГИ расторгнуть договор купли-продажи "ЧСЗ" с принадлежащей И.Чуркину "Николаевской малотоннажной верфью". Однако, апелляционная инстанция отменила это справедливое решение. Чечетов, естественно, бороться дальше не стал и с радостью констатировал восстановление status quo.

Со сменой руководства ФГИ начались совсем уж удивительные вещи. Напомним, что иск в Хозяйственный суд Киева был инициирован тогдашней главой комиссии по вопросам приватизации Верховной Рады Валентины Семенюк. Нет, в вопросах пламенной риторики Валентина Петровна не сделала ни шагу назад. Вот только слова у нее, в связи с переездом в здание в здание на улице Кутузова, начали резко расходиться с делами. Примеров масса, и все их прекрасно знают. Касательно же ситуации с "ЧСЗ", заметим, что за последнее время было несколько исковых заявлений, при помощи которых предпринимались попытки вернуть завод государству.

Апофеоз антигосударственной позиции Семенюк наступил 12 июня. Дело в том, что Генеральная прокуратура Украины в интересах ФГИУ подала иск о признании недействительным конкурса по продаже государственного пакета акций "ЧСЗ". Но ФГИ заявил об отказе от претензий к собственникам "ЧСЗ". А мотивацию придумали… Лучше бы не смешили людей! По заявлению пресс-секретаря Н.Яворской Фонда госимущества, оказывается Генпрокуратура некорректно определила Фонд истцом по делу о расторжении соглашения о продаже государственного пакета акций "ЧСЗ". "Иначе нашему сегодняшнему руководству пришлось бы признать ошибки прежнего руководства", – заявила госпожа Яворская.

По материалам from-ua.com


      



................

Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: