Разменная монета?

05 февраля, 10:25 | Евгений Утров

Первый день февраля запомнился репортажами многих телекомпаний из аэропорта "Борисполь". В них показывали возмущенных пассажиров, которые не смогли воспользоваться рейсами ведущих отечественных авиакомпаний – "Аэросвит" и Международные авиалинии Украины (МАУ). Причина отмены полетов состояла в росте цены авиационного топлива, рынок которого практически монополизирован двумя крупными его поставщиками – "Кребо-Авиасервис" и "ЛукАвиаОйл". Относительно небольших отечественных авиакомпаний наши электронные СМИ ограничились кратким упоминанием – мол, и в других городах тоже есть определенные проблемы с полетами. Столь однобокий подход вынуждает предоставить возможность читателям посмотреть на ситуацию под иным углом зрения.

Начнем с позиции компаний-мейджоров "Аэросвита" и МАУ. В ней есть как минимум некоторая нестыковка со здравым смыслом, которая порождает определенные подозрения. Необходимо заметить, что цена авиационного керосина находится в прямой зависимости от цены нефти на ведущих мировых биржевых площадках. Всем, кто хотя бы отдаленно следит за состоянием мирового нефтяного рынка известно, что пик мировой цены на "черное золото" был достигнут 5 августа прошлого года, когда "нефтяная корзина ОПЕК" стоила$ 75,76 за баррель. После этого цена на нефть снижалась усиленными темпами, и на день предшествующий конфликтной ситуации между украинскими авиаперевозчиками и поставщиками авиационного керосина, "корзина ОПЕК" стоила $51,25 за баррель.

В этой связи возникает простой и логичный вопрос – почему "Аэросвиту" и МАУ цена топлива вдруг перестала нравиться именно тогда, когда мировые цены на нефть, на которые ориентируется стоимость авиакеросина, упали на 32% по сравнению с пиковой величиной? Да, ведущие международные авиаперевозчики не скрывали своего возмущения ценовой ситуацией на мировом рынке нефти. Но было-то это в августе и сентябре прошлого года! А, начиная с октября 2006 г. цены на нефть, а вместе с ними и цены на авиационное топливо постоянно снижаются.
Степень интеграции Украины в мировое экономическое сообщество не позволяет предположить ситуацию, при которой цены на авиационный керосин в нашей стране выше, нежели мировые. Также нельзя даже подумать о том, что динамика мировых цен и динамика внутренних цен на топливо для самолетов, находятся в противофазе. Если же разобраться в проблеме детальнее, то следует сказать откровенно – топливо в аэропорту Борисполь, где в основном и заправляются "Аэросвит" и МАУ, одно из самых дешевых в Украине. Что удивительно, ведь платежеспособный спрос, предъявляемый небольшими региональными авиакомпаниями, по определению существенно ниже, нежели аналогичный спрос со стороны высокорентабельных "Аэросвита" и МАУ. Зарабатываем на "маленьких".

Наши два ведущих авиаперевозчика, видимо осознавая, что далеко не все с радостью воспримут развешиваемые ими на уши благодарным слушателям спагетти, найдут контраргументы, высказали еще одну причину, по которой они были вынуждены сократить или приостановить рейсы – несвоевременный возврат НДС. Нет, проблема имеется, и размеры ее сложно недооценить. Но, опять же, что по-настоящему серьезное произошло в этом плане в начале текущего года? Да ровным счетом ничего. Таким образом, демарш со стороны двух крупнейших отечественных авиакомпаний, скорее всего, есть ничто иное, нежели желание увеличить и без того отнюдь немалую рентабельность своего бизнеса.
Удивительно и приятно, но реакция различных ветвей нашей не всегда синхронно действующей власти была мгновенной и в принципе конструктивной. Министр транспорта оперативно провел переговоры с обеими сторонами конфликта. Высказал свою позицию министр топлива и энергетики. Не остался в стороне от проблемы и Антимонопольный комитете Украины. Даже министр обороны выразил обеспокоенность проблемой, заявив о возможной остановке полетов военной авиации. Будем надеяться, что конфликт между "Аэросвитом" и МАУ, с одной стороны, и "Кребо-Авиасервис" и "ЛукАвиаОйл", с другой стороны будет улажен. На какой основе – вопрос отдельный, ибо нельзя полностью исключать и того, что авиакомпании зондируют почву на предмет возможного "выдавливания" "Кребо-Авиасервис" и "ЛукАвиаОйл" с рынка. С возможной их заменой на других поставщиков топлива. Вероятно – более сговорчивых.

С гораздо меньшим оптимизмом мы смотрим на решение другого пласта проблем. Во-первых, речь идет о цене на авиационный керосин для региональных авиакомпаний, которым поставщики топлива предлагают заправляться по более высокой цене, нежели компаниям-мейджорам. А ведь об их проблемах с этим вопросам заботиться на государственном уровне похоже никто не собирается. Приведем один пример – авиакеросин для "Аэросвита" стоит почти на тысячу гривен за тонну дешевле, чем для, скажем, "Днепроавиа". В такой ситуации логично говорить не только о монополии поставщиков, но и обязательно – о монополии крупных покупателей авиатоплива. Таким образом, можно предположить, что, идя навстречу диктату крупных покупателей – "Аэросвита" и МАУ – поставщики авиационного керосина "отыгрываются" на небольших региональных авиакомпаниях.

Более того, складывается впечатление, что небольшие авиакомпании профильными государственными органами рассматриваются в качестве удобной разменной монеты. Причем, опять же при решении вопросов в пользу крупных перевозчиков. Известно, что на протяжении нескольких последних лет немецкая авиакомпания Lufthansa вела затяжную войну с Госавиаслужбой относительно количества рейсов между аэропортами Украины и Германии. А главное – насчет их распределения между авиаперевозчиками двух стран. Немцы всячески стремились обойти установленный регулирующими авиарынок международными организациями принцип "паритетности полетов", установленных проектом "Открытое небо", стремясь выполнять большую часть рейсов между нашими странами.

Нынче Госавислужба переименована в Госавиаинспекцию, но проблема с Lufthansa от этого, конечно, не исчезла. Если не сказать – обострилась. Дело в том, что если раньше немецкая авиакомпания фактически вела войну на уничтожение с "Днеправиа", стремясь не дать последней возможность выполнять рейсы по маршруту Днепропетровск-Франкфурт (и обратно), то в этом году Lufthansa попыталась переиграть "Аэросвит". И ей это удалось – немецкая авиакомпания не предоставила "Аэросвиту" паритетного количества рейсов.

Госавиаинспекция Украины не осталась равнодушной к проблемам "Аэросвита" – на 8 февраля назначены переговоры с представителями департамента авиации ФРГ, с участием германских и украинских дипломатов и представителей Lufthansa. Потрясающая оперативность. Вот только непонятно, почему государственный регулирующий орган больше года игнорирует аналогичную проблему, которую в отношения с Lufthansa испытывает "Днеправиа"? До сих пор нет согласия от Госавиаинспекции на включение представителя "Днеправиа" в состав делегации на переговорах, которые должны состояться в Киеве 8 февраля. Это тем более поразительно – в кои-то веки Lufthansa сама решила сесть за стол переговоров с "Днеправиа". Но, не спешит Госавиаинспекция. 

Скорее всего, объяснить действия Госавиаинспекции Украины можно лишь тем, что "Днеправиа" просто будет принесена в жертву – решая проблемы "Аэросвита" в пользу Lufthansa будет сделана уступка с украинской стороны. К сожалению, за счет регионального авиаперевозчика "Днеправиа". Если так и произойдет – мы станет свидетелями порочного подхода, при котором не только государственная поддержка оказывается по принципу выборочности с использованием критерия величины предприятия, но еще и интересы небольших региональных компаний приносятся в жертву лидерам рынка. Отнюдь не рыночная экономическая философия. Не говоря уж о справедливости.


      



................

Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: