Украинское судостроение нуждается в господдержке

08 октября, 11:56 | Евгений Утров

Тенденции развития украинского судостроения показывают, что отечественные верфи медленно, но уверено занимают свою нишу в мировом судостроении, которое они утратили при распаде СССР. Эксперты склонны к мысли, что разговоры вокруг этой отрасли похожи на размышления двух мудрецов: реалиста и квиетиста. С определением "реализм" более-менее всем понятно, а вот "квиетизм" - это пассивно-созерцательное отношение к добру и злу, как к проявлению воли Бога. В роли первых выступают сами корабелы, а вторые – государственные мужи. Последние, заняли позицию пассивно-созерцательную по отношению к отечественному судостроению и вмешиваются лишь тогда, когда ситуация выходит из-под контроля. Пока государство борется с последствиями, но не с проблемой.

В конце прошлого месяца СМИ облетела информация о том, что на судостроительном заводе им. 61 Коммунара спустили на воду корпус контейнеровоза SILVES, который предназначен для перевозки контейнеров и насыпных грузов (размеры: в длину около 70 м, ширину – 13,8, дедвейт – 4,6 тыс. тонны). Заказчиком судна является испанская компания "Фактория Навал де Марин", а портом приписки контейнеровоза – город Мадейра (Португалия). Казалось бы, рядовое событие для морской державы, коей является и Украина. Верфи иностранных государств спускают на воду несколько суден в год и не делают из этого какое-то событие.

Но для Украины это доказательство того, что судостроение скорее живо, чем мертво. Пессимисты утверждают об утраченных позициях и потере судостроительного комплекса. Оптимисты "слепо" верят в его возрождение. Но и те, и другие не могут реально оценить ситуацию и ответить себе: обладает ли отрасль производственной базой и техническим, научным и кадровым потенциалом? Будем реалистами, судостроительный завод им. 61 Коммунара доказал, что есть "порох в пороховницах". При постоянных заказах, отечественные корабелы умеют и могут обеспечить внутренние и внешние нужды заказчиков, задействовать полный цикл создания судов, включающего разработку технологий, проектирование, изготовление, опробование и сбыт.

К примеру, все то же государственное предприятие "Судостроительный завод им. 61 Коммунара" — одно из крупнейших судостроительных предприятий Украины, более 80% произведенной продукции которого идет на экспорт. Удобное географическое расположение, на р. Ингул в 55 км от Черного моря и специализация на строительстве и ремонте всех типов судов с массой корпуса до 28 тыс. т., дает шанс "Судостроительному заводу им. 61 Коммунара" занять свое место в судостроительной отрасли. Кстати, балансовая стоимость завода 120 млн гривен. Предприятие обладает мощностями по изготовлению судовых конструкций, осуществляет достройку судов их ремонт, изготавливает все виды продукции, связанной с судостроением, машиностроением и судоремонтом. Верфь имеет необходимые производственные возможности для самостоятельного строительства и ремонта судов в полном объеме как гражданского, так и военного назначения.

Хочется добавить, что спуск контейнеровоза 28 сентября — это уже второе судно из пяти данного класса, заказанных николаевскому предприятию испанской компанией. "Коммунаровцы" работают над остальным заказом, общая стоимость которого 12 млн евро. После таких фактов пессимистов поубавится, но самые дотошные напомнят, что одно предприятие еще не целая отрасль. И будут правы. Хотя, наверняка не владеют ситуацией в судостроении. Их незнание можно простить и предоставить еще несколько "убойных" фактов в защиту развивающейся отрасли.

Во-первых, в Украине находятся 11 предприятий, 25 конструкторско-технологических и научных организаций, где работает около 65 тыс. человек. Из них, хотелось бы выделить Черноморский и Херсонский судостроительные заводы. Их владелец, Вадим Новинский "вытянул" заводы из состояния экономического упадка, тем самым дал качественный толчок развития не только своим заводам, но и целой судостроительной отрасли. Хочется напомнить, что именно Херсонский судостроительный завод дал кредит "комунаровцам" в сумме около 8 млн грн, чтобы погасить задолженность по заработной плате.

Во-вторых, в СССР все заводы, которые находились на территории современной Украины, входили в целый комплекс. После приобретения Украиной независимости, судостроительная отрасль пошла на спад. Некоторые заводы были приватизированы и в некоторых случаях реприватизированы. Поскольку инвесторы, мягко говоря, не выполняли своих обязательств, а иногда открыто "загоняли" предприятия в убыточное состояние. Но к счастью, государство вовремя оставляло свою квиетистскую философию и через законные процедуры забирало заводы и находило новых инвесторов.

Судостроительные заводы нашего государства могут выпускать обширный перечень продукции, и потеря хотя бы одного завода приведет к утрате отдельной ниши. Сегодня возможности отечественных корабелов позволяет изготавливать танкеры, балкеры, универсальные сухогрузные суда, контейнеровозы, транспортные рефрижераторы, сухогрузы класса "река-море", суда-снабженцы, плавучие краны, плавучие доки, пассажирские суда прибрежного плавания и суда на подводных крыльях, землечерпалки, рыболовные траулеры и сейнеры, тунцеловы и многое другое.

Так что перспективы есть. Мало того, мировая потребность в судостроении высока. В настоящее время, европейским державам даже не хватает производственных мощностей, и они обратили свои взоры на страны бывшего СССР. Особенно их привлекает наше государство из-за своего географического расположения и прекрасной производственной базы, оставшейся в наследство от "империи".

Правда пока они только присматриваются и дают заказы, чтобы скорее проверить, на что мы способны. Но единичные контракты не спасут судостроительную отрасль, которая способна выполнять много больше. Тому же заводу им.61 Коммунара с трудом, но удается держаться "на плаву". Конечно, государственному предприятию трудно отстаивать свои позиции даже на украинском рынке, не говоря уже о международном. Одним из выходов предприятия на новый уровень взаимоотношений с заказчиками является его приватизация.

И снова государство в пассивно-созерцательной позиции в отношении "Судостроительного завода им. 61 Коммунара". В 2006 г. Президент Украины Виктор Ющенко отдал распоряжение корпоратизировать, и приватизировать государственное предприятие. Но, почему-то завод не попал в планы приватизации в текущем году. Пока правительство "созерцает", судостроительный завод своими силами решает проблемы.

Предприятие находится под действием закона о восстановлении платежеспособности должника, и этот процесс длиться уже почти 10 лет. Сумма требований кредиторов первоначально составляла почти 40 млн гривен. Однако позитивные тенденции видны невооруженным глазом – 4 года назад эта сумма составляла уже 24 млн грн, а сейчас она уменьшилась до 5 млн гривен. Доход же предприятия в прошлом году превысил 45 млн долларов.

С учетом того, что сегодня очень серьезный рынок, не возможно работать и не иметь загрузки. Спрос на суда очень высок, этим нельзя не воспользоваться для того, чтобы обязательно вернуться на международный рынок и закрепится на нем. И пока государство не прекратит пассивно-созерцательное отношение, а позволит создать вертикально-интегрированный комплекс, тогда украинские верфи будут получать заказ не на один корабль, а на десяток.

По материалам versii.com

      



................

Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: