«Местные» выборы: экзамен на сознательность

20 января, 12:15 | Павел Ковалев

Как результаты президентских выборов скажутся на ходе и итогах местных избирательных гонок? Избиратель на местах обычно осведомлен, какой позиции придерживается глава того или иного местного блока или партии. При этом остальная часть списка электорат не особо интересует - главное понять, на кого ориентируется первое лицо.


События февраля-мая, которые для нового президента станут началом борьбы за тотальный контроль над государством, определят и поведение местных игроков. На общеукраинскую ситуацию наложится и локальная конъюнктура. Стратегии поведения местных политических сил могут быть конформистскими, нарочито оппозиционными, или же соблюдать формальный нейтралитет в отношении политических событий на центральном уровне.


Кандидаты на местном уровне руководствуются законом «О выборах депутатов местных советов, городских и сельских голов» 2005 года. Согласно ему, выдвигать кандидатов могут только партийные структуры. Это могут быть как ячейки парламентских партий, так и сугубо местные блоки. Последние могут создаваться на основе региональных организаций малых партий или вообще «с нуля». Единственная норма закона на этот счет - все подобные блоки должны быть зарегистрированы за 95 дней от даты выборов. То есть, до 25 февраля на местах уже должны быть презентованы бренды, которые собираются осчастливить тамошнее население. Времени немного. Корректировать тактику и стратегию придется по ходу кампании.


В списки местных блоков можно набирать любых желающих. Главное - чтобы список блока утвердили конференции входящих в него партийных структур. Вот здесь и начинается «охота на партии»: на основе какой структуры создавать блок на местном уровне. Ясно, что для этого нужны локальные партии. Но еще проще сделать этот за счет «бумажных» партий, каковых в Украине насчитывается до 200.


Партии и блоки, которые будут бороться за местные советы, могут быть: а). партячейками партий-гигантов (БЮТ, ПР); б). партячейками иных «проходных» кандидатов из «топ-10» (Тигипко, Яценюка, Ющенко, Литвина, Тягнибока, Гриценко) - причем как уже существующих, так и потенциальных; в). региональными блоками, являющимися, по сути, союзниками или «филиалами» иных политсил; г). «местными» партиями с местными же названиями и проблематикой. Только последние, теоретически, могут вести политику, не «оборачиваясь» на события в Киеве. Хотя вряд ли такая «независимость» возможна в чистом виде.


В случае с партячейками БЮТ и ПР все напрямую зависит от результатов выборов и последующих действий нового главы державы. Жесткое давление на конкурента озлобит и радикализирует партячейки на местах. Им будет дан приказ на «последний и решительный бой». В то же время, может начаться процесс распада региональных структур проигравшей стороны. Особенно в регионах, где не существует монополии одной из ведущих партий. Фактически, это относится к большей части Украины. Исключением можно считать Донбасс, где Партия регионов, даже в случае выигрыша Тимошенко, только усилит свои позиции и максимально заострит чувство донецкой «особой гордости».


Можно не сомневаться, что в монопольно контролируемый одной партией регионах именно местные ячейки ПР и БЮТ будут создавать большинство в советах. Тут важен как раз факт монопольного контроля: даже при проигрыше главы блока в битве за президентское кресло местные партструктуры вполне могут удержать ситуацию и обеспечить, пусть даже путем админресурса, неплохой процент для себя.


Особенностью нынешней кампании местных выборов является существование политсил, принадлежащих кандидатам, занявшим места с 3-го по 10-е (от Тигипко до Богословской) Эти политсилы уже «засветились» в регионах, рекламируя своих лидеров. Электорат при голосовании будет ориентироваться на фамилию главы партии, которым он уже однажды отдал свой голос. В этом случае сработает «психологический» момент - избиратель будет соотносить (хотя и не обязательно) результат главы блока/партии на президентских выборах с местной активностью представителей этой политической силы.


Региональные политблоки будут формироваться на основе политических сил, популярных в регионах, но не являющихся парламентскими партиями. «Русские» партии Крыма, ПСПУ, Партия Зеленых - вот примеры подобных партий. Они могут пойти на выборы как под своим брендом, так и в составе различных блоков. Перед большей частью из них встал выбор: «ложиться» под кандидатов «второго эшелона», вести формально независимую, но фактически согласованную с партиями-гигантами кампанию, или «кучковаться» с «местными», образовывая блоки под конкретные выборы.


Что до тех политсил, которые изначально позиционируют себя как «местные», то таковые всегда проходят в любой местный совет, потому что раскручивают самые близкие избирателю темы. Может дойти до потенциальных курьезов - какая-нибудь «Партия чистой воды» в Одессе или «Чистого воздуха» в Кривом Роге может набрать проценты, более высокие, чем «настоящие» партии.


«Местные» тоже могут формироваться за счет бумажных и просто малочисленных региональных ячеек различных партий, но отличает их от прочих уклон именно на местную проблематику - без претензий на более высокие орбиты. Для таких политсил важными, помимо первого лица в списке, является и броское название. Сочетание этих двух факторов плюс наличие в списке лиц с админресурсом (директоров предприятий и организаций, ректоров, глав коммунальных предприятий, функционеров мэрий) обеспечивает таким партиями вхождение в местную власть, и сразу же вовлекает в договоренности с прочими политсилами, даже если представить, что создатели «местного» блока хотят максимально дистанцироваться от «разборок» в центральной власти.


Обычно такие блоки являются «односрочными» - они существуют один созыв местного совета, и после очередного изменения политической конъюнктуры в стране также переформатируются. Ведь их независимость от киевских событий - мнимая.


Местные выборы вряд ли будут сорваны вообще. Но главным осложнением могут стать одновременные досрочные парламентские выборы. Янукович таковые обещает. И в случае этого сценария формат выборов в местные советы будет более предсказуем. Ведь избиратель, голосующий за «Свободу», к примеру, на общенациональном уровне, проголосует за нее и в горсовет. И в этом случае в местных советах могут почти монопольно оказаться представители только партий-гигантов и партий, связанных с иными былыми кандидатами в президенты. Все прочие будут просто «затенены» шумом досрочных парламентских выборов. Вертикаль власти на местах станет более структурированной, потому что будет контролироваться через партии и их лидеров на центральном уровне.


      



................

Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: