Апокалипсис не завтра. Внешняя политика Виктора Януковича. Часть 4.

19 февраля, 10:00 | Павел Ковалев

Мы завершаем цикл материалов о политическом будущем страны при президенте Викторе Януковиче. Сегодня вашему вниманию предлагается последняя часть прогноза внешнеполитического курса Украины.

 

Мысль о том, что с приходом Януковича для украинского бизнеса откроются возможности на российском рынке, неверна. Россия - страна, которая может себя обеспечить всем, что ей необходимо. Экономической экспансией Москва занимается в целях больше политических, чем по экономической необходимости. Тем более, украинских олигархов не допустят до российских проектов стратегической значимости, в первую очередь, энергетических. Так что, заявление Януковича об участии Украины в строительстве Северного и Южного Потоков нужно воспринимать, как риторику и попытку заявить об интересах Харцызского трубопроводного комбината, входящего в СКМ Ахметова. Но если Ринату Леонидовичу или еще кому-то и удастся получить какие-то активы в России и как-то проникнуть на тамошний рынок, то это будет лишь их частный успех, а не стратегическая политика открытых московских дверей в отношении украинских инвестиций и продукции.

 

Торговые войны с РФ не стихнут и будут продолжаться, возобновляемые россиянами по любому удобному для них поводу, как это происходит с Беларусью и т.д. Теоретически, в этом случае помочь Украине могло бы членство в ЕЭП.

 

Однако вступление в эту излюбленную московскую игрушку, в союз, имеющий более символическое, чем практическое, значение, будет осуществляться Януковичем по принципу "долгих переговоров". Вряд ли, он состоится в первую каденцию ВФЯ. Курс на ЕЭП, даже если он будет задекларирован официально, будет больше походить на лукашенковскую модель отношений с Россией: на словах постулируется максимальное сближение, на деле - очень долгие и подчас бесперспективные закулисные торги с целью обеспечить хоть какое-то влияние Украины в этом союзе. Проблема ЕЭП в том, что Москва рассматривает это объедение как очередную реинкарнацию СССР и средство укрепления своего влияния на постсоветском пространстве. И украинской стороне, зная о цене и ценности для Москвы включения Украины в ЕЭП, имеет смысл поторговаться. И это совершенно правильный подход. Если он в результате ничем не завершится - это лишний раз заставит Партию регионов осознать, что она является именно национальной буржуазией, каковыми не были истоки их капиталов, и как бы ни было велико желание получать "откаты" от Кремля. Не увидев персонально для себя и своей власти выгоды от участия в ЕЭП, "донецкие" могут в любой момент застопорить эту интеграцию.

 

Для электората же "сине-белых" будет довольно и тех шагов, которые Янукович предпримет на пути деукраинизации и отказа от акцентирования спорных исторических тем, а также возможного придания русскому языку статуса второго государственного. После этого любые иные шаги, включая консорциум или ЕЭП, уже не будут так внимательно отслеживаться основным электоратом партии. Наоборот, в вопросах практической экономики и большой экономической политики, Партия регионов может вполне пойти на попятную или ограничиваться регулярными словесными изъявлениями дружбы при отсутствии практических действий по слиянию в экстазе с политикой Москвы. Поклонникам ПР, получившим "кость" в виде русского языка и внешней пророссийской риторики, это будет уже малоинтересно: ведь обыватель и олигархи всегда будут говорить на разных языках.

 

Еще один внешнеполитический вопрос на российском направлении - Черноморский флот. В принципе, он может быть элементарно "заморожен" в период до 2015 года по той причине, что в первую каденцию Януковичу вполне достаточно решения иных "горячих" вопросов, а популярность в Крыму для ПР является очень важной, и ее нужно постоянно поддерживать (не все же решать за раз). При этом вокруг флота будут вестись постоянные торги об увеличении платы за пребывание. Россия может даже пойти на такие шаги, но только в случае каких-либо уступок с украинской стороны - например, при допуске РФ к каким-либо крупным предприятиям в Украине. Однако четкую позицию по этому вопросу Януковичу придется занять лишь накануне выборов 2015 года. Понятно, что Россия на тот момент сделает все возможное, чтобы поддержать именно его на посту: ведь от него получить шанс на продление пребывания флота будет более вероятно, чем от кого-либо иного. А уже на втором сроке Януковичу будет почти безразличен вопрос пребывания ЧФ России в Крыму. Судя по всему, на продление базирования он пойдет: Россия согласится платить за это более высокую цену и гарантирует поддержку преемника, которого также выдвинет ПР.

 

Таким образом, некоторые вопросы - как-то русский язык, ЕЭП и пролонгация пребывания Черноморского флота - Януковичу выгодно "придерживать" для второго срока, дабы получить гарантированную поддержку России на следующих президентских выборах. Ведь понятно, что конкуренцию ему будет создавать кандидат с более национально-сознательной программой, обвиняющий Януковича в продаже национальных интересов и торгах с Москвой. Как будут звать этого кандидата - все еще Юлия Тимошенко, Сергей Тигипко или кто-либо еще - неважно, но очевидно, что программа и риторика оппонента будут именно такими. И в этом случае Янукович становится в 2015 году, хотя бы из-за вопроса флота, единственным фаворитом Москвы, вне зависимости от того, как много он сделает реальных уступок России на первом сроке.

 

Также совершенно очевидно, что курса на НАТО для Украины более не существует. Это признание реальности ничего не стоит Януковичу и уже автоматически обеспечивает ему симпатии тех, у кого сочетание этих четырех букв вызывает спазмы. Мало того, Янукович вряд ли будет продолжать какие-либо переговоры о членстве в Альянсе даже в "вялотекущей" форме. Он просто их свернет. Зато совместные учения с НАТО вполне возможны - ведь за их проведение хорошо платят. Заодно и Россию этим "подразнить" можно, дав ей лишний стимул подумать о повышении платы за севастопольскую базу.

 

Что касается ЕС, то формального тезиса о том, что Европа нам не нужна, не будет. Это было бы слишком глупо и недальновидно и уж точно не согласовывалось бы с декларацией Украины, как инвестиционно привлекательной страны. Украина Януковича вполне удовлетворится тем, что состоит в пресловутом "Восточном партнерстве" - "отстойнике" и "предбаннике" для стран СНГ, которым закрыли двери в "еврорай". Одновременно с введением виз для граждан ЕС - меры, оправданной с точки зрения пополнения казны, но губительной для туризма и общего имиджа страны - отношения с Брюсселем станут таким же предметом торгов, как и с Россией, только в несколько иной плоскости. Для Европы будет создаваться имидж страны, эффективно управляемой из одного центра, с неизбежной, увы, для третьего мира коррупцией и несколько сомнительной свободой прессы, но, в целом, с вполне привлекательной для иностранных инвесторов экономикой. Возрождение свободных экономических зон, столь неплохо кормивших "донецких" до 2005 года, может быть продекларировано и как создание климата для иностранных инвестиций. "Регионалы" будут внушать Брюсселю, что готовы давать европейским компаниям возможность участвовать в проектах на украинском рынке, но что объекты и сектора для этих инвестиций строго определены, и, к примеру, в тяжелое машиностроение европейским инвесторам путь заказан. Немаловажную роль в отношениях с ЕС будет играть и общий имидж Украины при Януковиче и поведение самого Януковича. Отношение Запада к нему всегда будет критичным и пристальным, потому особо часто Виктор Федорович Европу навещать не будет, а на саммитах будет говорить мало, четко "по бумажке", написанное Анной Герман или кем-нибудь иным, дабы не напугать излишне впечатлительных европейцев. Зато во время Евро-2012 в Украине можно ожидать грандиозную показуху, сродни Олимипиаде-80 в СССР: это практически единственный шанс Януковича переломить мнение Запада в свою пользу и пользу возглавляемой им страны.

 

В крайнем случае, Януковича будут пытаться представить неким подобием Сильвио Берлускони, авторитаризм которого при внешнем соблюдении всех демократических форм - самая понятная и близкая ПР модель. Кстати, получить итальянские инвестиции в Украину вполне реально: Сильвио, как известно, лучший друг Путина; так почему бы ему не стать еще и приятелем Януковича.

 

Никаких реформ по приближению к ЕС в Украине не будет. Ведь все равно нас там не ждут. "Европу в Украине" ПР тоже строить не собирается - не те люди, и не для того пришли. Вот Сицилию в Украине построить можно. С учетом того, что на Сицилии уровень жизни все равно выше, чем в Украине (вспоминается, как тот же Путин десять лет назад призывал догнать Португалию - россияне ее догоняют до сих пор), достичь уровня Сицилии и иных малоразвитых итальянских провинций за две каденции Януковича вполне возможно. Да и отношения между бизнесом, властью и народом в тех краях известны и понятны и на наши очень похожи.

 

В связи с этим, так и напрашивается сравнение Януковича с Берлускони и даже с доном Корлеоне, но не будем спешить: а вдруг по результатам правления "парня из Енакиево" все неожиданно окажется не так уж и ужасно? Ну да, ограбят в очередной раз, так все предыдущие власти этим же занимались. Ну да, цены как росли, так и будут расти, но мы к этому давно привыкли. И так далее... Разве что интеллигенция всегда будет однозначно недовольна "люмпенским" президентом. Но одному интеллигенту власть уже давали, в результате чего теперь и имеем у власти его антипода. Похоже, нашей бедной стране нужно переболеть всеми болезнями, чтобы понять, что менять "шило на мыло" бессмысленно.


      



................

Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: