Разнообразный мир Папуа-Новой Гвинеи. Фото

23 февраля, 07:06

Культура Папуа-Новой Гвинеи чрезвычайно разнообразна и здесь вряд ли можно выделить единый для всей страны тип традиций или образа жизни. Даже в пределах одного округа или области могут проживать представители нескольких десятков народностей, часто практически не связанных между собой ни происхождением, ни языком.

 

А с учетом изолированности многих племенных групп и тщательного следования ими своим разнообразным и очень древним традициям получается очень сложная картина, вбирающая в себя больше чем 1000 культурных групп.

 

Местное население Папуа-Новой Гвинеи - одно из наиболее гетерогенных в мире. Здесь проживает несколько тысяч отдельных общин, многие из которых часто насчитывают едва лишь несколько сот человек. Причем до последнего времени многие соседние племена вели друг с другом непримиримые войны, чьи корни зачастую уходят во тьму тысячелетий. Соответственно, и подчеркивание своей культурной идентичности, особенно по отношению к враждебно настроенным соседям, приводило и до сих пор приводит к всемерному увеличению межплеменного разделения.

 

Изоляция, обусловленная гористым ландшафтом и достаточно суровыми природными условиями, часто является настолько всеобъемлющей, что некоторые племенные группы до недавнего времени даже не знали о существовании соседних народов, если те находились хотя бы в нескольких километрах от границы племенного ареала. В итоге здесь даже появилась поговорка "Каждой деревне - свою культуру", точно передающая все многообразие местной жизни.

 

Лучше всего эта картина прослеживается в местных языках. Папуа-Новая Гвинея - самая многоязычная страна Земли (всего здесь зафиксировано 820 местных языков и диалектов, из них только половина имеет четко прослеживающиеся родственные связи). Большинство местных наречий очень четко локализовано - обычно на том или ином языке говорят представители одной конкретной племенной группы, обитающей на столь же ограниченном пространстве. Обычно один язык используют от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Впрочем, и эти "общие" языки разделены на несколько клановых диалектов, часто очень мало схожих друг с другом. Кроме того, почти все местные наречия чрезвычайно сложны грамматически и изобилуют звуками, почти непроизносимыми для европейца.

 

Гибридный язык "ток-писин" используется почти на всей территории Папуа-Новой Гвинеи и вобрал в себя множество словоформ как из местных наречий, так и из английского и голландского. Часто его путают с языком моту, поскольку звучание многих слов, действительно, очень схоже, однако, на самом деле, это два разных языка. Официальный язык страны - английский - используется лишь в системе образовании, коммерческой деятельности и правительственных кругах.

 

Если попытаться выделить какие-то общие культурные элементы для всего разнообразия населения Папуа-Новой Гвинеи, то относительно четко получится локализовать лишь общие традиции в одежде и украшении тела, довольно схожую организацию поселений и общую для всех племен родоплеменную структуру. Все остальные черты, иногда достаточно глобальные, будут характерны лишь для какой-то конкретной племенной группы. Поэтому при путешествии вглубь страны и общении с местными жителями крайне необходима помощь местного проводника и переводчика, без которого туристу, даже вооруженному энциклопедическими знаниями о строении местного общества, не избежать неприятностей.

 

Новогвинейцы широко известны их сложным и красочным платьем, причем расцветка и фасон местной одежды, особенно - форма головных уборов, уникальны для каждой племенной группы и часто служат признаком этнической идентификации.

 

Местные племена в большинстве своем исповедуют древние анимистические культы и тотемические системы, согласно которым у каждой племенной группы есть свое животное или растение, выполняющее роль покровителя клана. Причем характер и разнообразие таких тотемов просто поражают - ими могут выступать и всевозможные растения, и насекомые, и птицы, и млекопитающие, и даже какие-то мифические существа. Поэтому и характер племенного платья выражает образ или символ племенного тотема.

 

Этой же цели служит непременная раскраска тела, которая в повседневной жизни имеет явно идентификационную функцию (полную племенную раскраску островитяне наносят на свои тела только для боевых действий или крупных праздничных церемоний), а также выполняет роль средства защиты от воздействия внешней среды (японцы, например, в период боевых действий на островах не раз отмечали, что нанесенная на тело сложная местная краска защищает от кровососущих насекомых значительно лучше, чем военная форма, сетки и реппеленты).

 

Древние ритуалы все еще играют роль важнейших социальных событий. Над этими сложными церемониями обычно осуществляют надзор старейшины клана, все члены общины имеют в них свою роль и значение, а внешнее оформление часто просто великолепно - почти все члены общины, в зависимости от их социального статуса, украшают себя традиционными одеждами, сложнейшими головными уборами и окраской тела, организуются танцевальные церемонии, религиозные обряды и прочие элементы, в большинстве своем пришедшие в наше время из доисторических времен.

 

Сегодня каждая из двадцати областей страны проводит собственный культурный фестиваль и региональные праздничные мероприятия, на которые обычно приглашаются представители соседних племенных групп и профессиональные артистические коллективы, а их посетители имеют возможность в одном месте и за краткий период времени увидеть многие виды обрядов, традиций и искусств Папуа-Новой Гвинеи.

По материалам Правда.ru


      
Статьи
Новости партнеров
...
...
...
...
...
Горячие темы
Новости партнеров
 


Каркасные дома

  
×
Читаем также: